|
Каталог статей
ДЕВЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ
1. Принимайте ребенка таким, какой он есть. Природа создает
детей очень прихотливо и сложно, перемешивая в наследственном генном
наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен его предков, а
не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут
родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные
первым. Только деятельная любовь родителей поможет одним сохранить и
развить свою красоту, ум и здоровье, а другим - скорректировать свои
природные недостатки и превратить их в достоинства.
2. Никогда не приказывайте из прихоти. Непрестанно
вмешиваться в жизнь ребенка опасно. Изводить малыша по пустякам -
значит оглупить его: вскоре он не сможет отличать мелочь от серьезного
проступка. Но нельзя и игнорировать проступки, ибо ребенок не сможет
выработать у себя понимание их негативных последствий. Ребенку полезно
испытать горечь ошибок и чувство вины за проступок, чтобы научиться
отличать первое от второго и впоследствии не бояться ошибок и избегать
проступков.
3. Не принимайте решения в одиночку. Принимать
решения можно лишь при достижении между родителями единогласия. Отец и
мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигнут
школьного возраста, следует и их включить в обсуждение семейных дел.
Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и
решающего голоса в семейном совете.
4. Собственное поведение родителей - главный фактор в воспитании детей. Особенно
вредны шумные и бурные скандалы в семье: от них дети страдают даже
больше, чем взрослые. Личный пример - лучший способ объяснения. Трудно
запретить взрослеющему ребенку не курить, если его отец курит. Нельзя
добиться аккуратности от девочки, если сама мама неопрятно и безвкусно
одевается. Вот что писал об этом Лев Толстой: «Воспитание
представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим,
не воспитывая себя, воспитывать своих детей... Если же поймешь, что
воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о
воспитании и остается вопрос жизни: как самому жить? Если отец, мать
одеваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети будут то же
делать... воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е.
самому двигаться, воспитываться; только этим люди влияют на других,
воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны».
5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит вам. Разговаривайте
с детьми, вызывайте их на обсуждение вашей работы, домашних дел, денег,
предстоящего отпуска. Спорьте, но уважительно и сохраняя при этом
доброе отношение к детям. Радуйтесь тому, что у них возникают
собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших,
лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья -
первый опыт приобщения ребенка к социальной жизни.
6. Не допускайте излишеств в подарках детям. Часто
дети, соблазнившись рекламой, просто осаждают нас просьбами. В
результате родители разучиваются им отказывать, хотя отказ приносит
больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не делает подарков - их надо заработать. На
это обращал особое внимание и В.А. Сухомлинский. Он указывал, что, как
только ребенок открыл глаза, как только осознал себя, ему постоянно
чего-то хочется. Потребности - двигатель человеческой жизни. Из
потребностей вытекают желания. Но человек, не научившийся в детстве
управлять своими желаниями, не переживший их нравственной оправданности и
обоснованности, становится социально ненадежным, он вступает в конфликт
с общественными требованиями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в
детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит еще
более страшное бедствие - нежелание трудиться.
7. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща. Обязанности
в семье необходимо распределить. Мать не должна быть слугой в доме.
Важно приучить детей к чистоте в раннем детстве. Нужно установить
определенные правила уборки и всей семьей четко им следовать. Режим
дня должен быть целесообразным, разумным и в ваших глазах, и в глазах
ребенка. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к
обеду, они должны понимать: такой порядок необходим, чтобы облегчить
работу по приготовлению еды и уборке после обеда, а главное, чтобы всей
семьей собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами. Если вы
требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то они должны
понимать: это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги
которых покупаются продукты.
8. Держите дома двери открытыми. Дети
не должны чувствовать себя привязанными. Двери дома должны быть открыты
и для друзей. Необходимо доверять детям, но они должны научиться
свободе, ведь это совсем не просто. Надо помочь детям выработать чувство
ответственности за свободный выбор поступков, товарищей. Если в семье
добрые, уважительные отношения друг к другу, если родители не
злоупотребляют запретами, а больше прибегают к деликатным советам и
заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не
понадобится ничего скрывать от родителей, и последние сумеют вовремя
предостеречь их от необдуманных поступков.
9. Устраняйтесь в положенное время. Конечно,
грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это необходимо для них.
Не мешайте им в этом. Ведь одно из назначений семьи - выявить в каждом
ребенке все лучшее, что в нем есть, развить это и отдать на общее благо.
Отделившись от родителей в самостоятельную жизнь, дети начинают новый
цикл жизни, для того чтобы она никогда не кончилась. |
Категория: Психология | Добавил: Пелех (17.02.2014)
|
Просмотров: 714
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|